Электронные сервисы Пенсионного фонда
Еще недавно трудно было представить, что электронные услуги придут в такую сферу, как пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд Российской Федерации является одним из лидеров по количеству оказываемых государственных услуг для населения.
Цель Пенсионного фонда - сделать так, чтобы людям вообще не надо было приходить в клиентские службы, кроме получения консультаций специалистов. О том, как в Управлении ПФР в Колпинском районе решается задача по переходу на электронные услуги и сервисы ПФР, рассказал начальник Управления Сергей Анатольевич Огиенко.
- Сергей Анатольевич, какие задачи сегодня стоят перед Управлением и какие электронные услуги фонд может предложить жителям нашего района сегодня?
- Задача, которая сегодня стоит перед нами, - это чтобы получение любой справки, заявления, назначение любой выплаты было доступно в электронном виде, через Интернет. Все услуги и сервисы, предоставляемые ПФР в электронном виде, объединены в единый портал на сайте Пенсионного фонда России. Для большего удобства портал структурирован не только по типу получаемых услуг (пенсии, соцвыплаты, материнский капитал и др.), но и по доступу к ним - с регистрацией или без регистрации. Для доступа к услугам, имеющим отношение к персональным данным, необходима регистрация, и эти услуги доступны через главный сервис - «Личный кабинет» гражданина. Будущие пенсионеры в нем могут контролировать пенсионные отчисления работодателей. Те, кто уже собирается на пенсию - оценить свои пенсионные права: баллы и стаж, рассчитать размер пенсии и обратиться за ее назначением. А пенсионеры - управлять доставкой пенсии и получать справки. В отдельную категорию выделены сервисы по материнскому капиталу.
- Насколько сложно зарегистрироваться в «Личном кабинете»?
- Пользоваться госуслугами ПФР в электронном виде - просто. Достаточно зарегистрироваться на портале государственных услуг www.gosuslugi.ru и получить подтверждающую учетную запись, посетив клиентскую службу ПФР или МФЦ, отделение Почты России или офис «Ростелекома». Полученные логин и пароль необходимо использовать для входа в «Личный кабинет» гражданина на сайте ПФР: www.pfrf.ru.
- Какие государственные услуги сегодня наиболее востребованы?
- Наиболее востребованной услугой Пенсионного фонда в электронном виде можно считать назначение пенсии и изменение способа ее доставки. Кроме того, набирает популярность электронный сервис для пенсионеров и федеральных льготников: информирование о виде и размере пенсии и социальных выплат (размер пенсии, ЕДВ, НСУ). Работающему населению интересен сервис информирования о сформированных пенсионных правах (стаж и количество баллов).
- Сергей Анатольевич, как назначить пенсию через Интернет? Ведь для этого необходимо очень много документов.
- У Пенсионного фонда есть уникальная база данных по застрахованным лицам, информация о стаже, т. е. периоды официальной работы, когда начислялись страховые взносы, также управление ПФР проводит заблаговременную работу, т. е. собирает данные от страхователей работодателей и вносит в базу персонифицированного учета. К моменту выхода гражданина на пенсию у нас есть большая часть информации на лицевых счетах обо всех периодах трудовой деятельности.
Вся эта информация доступна в «Личном кабинете», будущий пенсионер может сам проверить всю информацию на лицевом счете и, в случае расхождения с данными по трудовой книжке, обратиться в управление ПФР или к своему работодателю.
Кроме того, в «Личном кабинете» можно контролировать, насколько добросовестно работодатели уплачивают страховые взносы. Поэтому если вы увидите, что работодатель не начислял или не заплатил причитающиеся страховые взносы, то у вас есть повод обращения к работодателю или в трудовую инспекцию.
- Как будут развиваться электронные услуги в сфере пенсионного обеспечения?
- Сначала были переведены самые востребованные услуги. Сегодня, согласно перечню доступных в «Личном кабинете» гражданина электронных услуг, можно подать заявление о назначении пенсии, о доставке пенсии, о назначении ежемесячной денежной выплаты, получить информацию о пенсионном обеспечении и установленных социальных выплатах, сформировать справку о размере пенсии и иных социальных выплатах, сформировать справку о размере пенсии, подать заявление об отказе от формирования накопительной пенсии др. В ближайших планах - дать возможность обращения через Интернет за перерасчетом пенсии, за компенсационной выплатой по уходу и др.
- Какие услуги можно получить без регистрации?
- Можно записаться на прием в клиентскую службу, направить обращение, заказать необходимые справки и документы, рассчитать свои пенсионные баллы на пенсионном калькуляторе.
- Скажите, пользуются ли работодатели электронными сервисами, в т. ч. для удобства своих работников при оформлении документов на пенсию?
- В соответствии с Указом Президента от 7.05.2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» необходимо обеспечить сокращение ожидания в очереди при обращении заявителя для получения государственных услуг до 15 минут.
Пенсионный фонд в настоящее время предоставляет более 30 государственных услуг. Актуальность задачи в предоставлении госуслуг заключается, прежде всего, в предоставлении их на высоком качественном уровне. Получить их можно не только в клиентской службе Управления, но и в многофункциональном центре, а также, как было сказано ранее, в электронном виде.
В ближайшее время мы должны будем предоставлять практически все услуги в электронном виде. Активно ведется работа по организации электронного взаимодействия с работодателями по предоставлению на граждан, состоящих с ними в трудовых отношениях, документов для назначения пенсий. Уже более 200 организаций заключили соглашения об электронном взаимодействии с пенсионным фондом. К сожалению, с руководителями отдельных предприятий пока так и не нашли понимания в решении данного вопроса. Хотелось бы, чтобы они помнили, что электронные сервисы это удобно, современно и необходимо, так диктует нам Указ Президента.
Пользуясь, случаем, хочу еще раз напомнить всем руководителям предприятий и организаций, что заблаговременное представление в электронном виде работодателями документов для своевременного назначения страховой пенсии и их оценка специалистами Управления обеспечивает полноту и достоверность сведений о пенсионных правах выходящих на пенсию работников, избавляет их о необходимости самостоятельно собирать документы. А также дает возможность органам ПФР сразу назначать пенсию в полном объеме, а также сократить сроки назначения пенсий.